Итак, ребенок подрос и мама начала задумываться о детском садике для своего малыша. Но кому доверить свое самое ценное? И тут выбор детского сада встает особо остро. В настоящее время в России существует по сути три четыре варианта:
- муниципальный детский сад.
Плюсы: дешево, бывает прям во дворе (но не факт), большие группы, своя огороженная территория, медработник (бывает один на несколько садов)
Минусы: большие по численности группы (например к Краснодаре до 60 чел по списку на одного воспитателя), часто неприветливый персонал, часто болеют, часто бытовые условия плохие, не очень вкусное питание, мало и сломанные игрушки, регулярные поборы на ремонт, игрушки и прочее, скудное питание, нет вариантов для аллергиков, неудобный режим работы (до 17 часов). Доп.занятия обычно стоят недешево и надо платить за каждый чих, поэтому может быть стоимость мун. сада плюс кружки будет равно стоимости небольшого частного детского садика. Например детские сады нашей сети Маленькая страна, имеют государственную лицензию, а поэтому субсидируются частично государством, поэтому стоимость приближена к стоимости муниципального детского сада.
- частный детский сад, работающий легально с государственной лицензией
Плюсы: хорошие бытовые условия, много игрушек, квалифицированный персонал, много вариантов дополнительных занятий (бассейн, лего, танцы, балет, юный блогер, теннис и т.д.), система контроля со стороны Роспотребнадзора, МЧС и Министерства образования, своя огороженная площадка, хорошо благоустроенная, безопасная, видеонаблюдение (часто), страхование детей, варианты меню для аллергиков, бывают варианты трансфера, удобный режим работы (часто с 7 до 20, с дежурными группами, есть варианты 5-ти дневок), утверждённая образовательная программа – гарантия качества подготовки ребенка, медработник
Минусы: оплата выше муниципального, стоимость часто зависит не от затрат, а от статусности детского сада.
- частный детский сад, работающий нелегально без лицензии
Плюсы: дешевле лицензированного сада
Минусы: риски того, что никто не проверяет сад, поэтому часто несоответствие нормам СанПина, некачественное питание или приготовленное в неправильных условиях, отсутствие прогулочной площадки, несоответствие кв.метров на каждого ребенка, нелегально работающий персонал, без образования и мед.книжек и справок о несудимости, договор или не заключается или заключается на присмотр и уход за детьми, а не образование, часто отсутствие медработника
- частный детский центр
Плюсы: не дорого, часто неплохие доп.услуги
Минусы: по сути это вариант сада работающего нелегально, поэтому риски те же.
С видами разобрались, выбрали свой вариант. Что дальше? Дальше записываемся на экскурсию и беседу с заведующей.
Почему лучше индивидуальная экскурсия, а не день открытых дверей?
Потому что, экскурсии как правило проводятся в рабочее время, и вы сможете посмотреть, почувствовать и понюхать жизнь детского садика изнутри. Посмотреть педсостав в работе. На ДОД же как правило идут постановочные действия и перед родителями показывают некий спектакль.
Итак идем в садик. По дороге смотрим:
- территория – наличие охраны, работающие электрозамки, ухоженность, чистота, отсутствие курящих сотрудников.
- около сада если дети гуляют смотрим чем они заняты, что делают воспитатели, в каком состоянии прогулочные площадки, горки и т.д. наличие крытых веранд, а также соотношение воспитателей и детей.
- если дети не гуляют – прислушиваемся – как идут занятия, повышают голос воспитатели?
- Зашли в садик. При входе должна быть организационно-правовая информация о детском саду, разрешительная документация (заключение Роспотребнадзора, МЧС, государственная лицензия на дошкольное образование, правила внутреннего распорядка, меню на текущую дату с печатью и подписью заведующей)
- Каждая группа должна иметь – отдельную раздевалку (не менее 18 кв.м, с отдельными подписанными шкафчиками для детей), отдельный санузел, игровую и спальню. Допускается размещение кроватей (выкатных, складных) в игровой. Площадь игровой без учета площади занимаемой мебелью должна быть не менее 2-2,5 м на ребенка по списочному составу (а не по присутствию). Смотрим количество детей в группе, условия, материальную обеспеченность группы. Списочный состав группы должен быть вывешен в раздевалке, спальнях, санузлах. Кстати санузел должен быть на каждую группу, не менее 16 кв.м, должны быть горшки (в яслях), детские унитазы с индивидуальными сидушками (не менее 4-х), раковины по росту детей и поддон для подмывания. Полотенца по числу деток в группе.
- При беседе с заведующей – по-просить все документы на сад, посмотреть личные дела воспитателей – проверить образование, стаж, медкнижки, справки о несудимости. Попросить бланк договора. Узнать о наличии и доступности видеонаблюдения. Узнать есть ли страхование детей и за чей счет. Спросить, как проходит адаптация. Она должна быть плавной. В идеале начиная от часа до полного дня в течение месяца.
- Важный аспект – какой рабочий график у воспитателей. На группу должно быть 2 воспитателя и одна нянечка. Воспитатели должны работать посменно. Часто работает один воспитатель с утра до вечера и каждый день. Такой режим выдерживают обычно недолго, дальше срывы на детях, дневной сон, вместо присмотра за спящими детьми, выход на работу в заболевшем состоянии, т.к. нет сменщицы.
В основную образовательную программу по ФГОСу входят еще музыкальные занятия и физическая культура. Уточнить есть ли музыкальный зал и музработник. На каком инструменте проводятся занятия (классика фортепиано). Узнать есть ли спортивный зал, посмотреть его размеры, вентиляцию, оборудование, Спросить сколько раз в неделю физкультура проводится на улице на свежем воздухе. По ФГОСу из трех занятий в неделю, одно на улице.
Дополнительные образовательные услуги. Сейчас в детских садах предлагается очень много доп.занятий на любой вкус, цвет и кошелек. Очень хорошо, когда детский сад располагает бассейном. Из популярных и востребованных последние годы можно отметить: шахматы, легоконструирование, футбол, театральный кружок, фольклор, йога, бальные танцы и т.д. Широкий выбор дополнительных занятий большой плюс, т.к. снимает с родителей проблем что надо ребенка после сада возить по всему городу на кружки.
Отдельно надо отметить билингвальные сады. Т.е сады, где наравне с русским языком – детей учат говорить на иностранном. Тут надо обратить внимание на два аспекта: первое – кроме языка ребенок должен усвоить и программу по ФГОСу, соответственно минимум полдня его учат на родном языке, второй момент – модное ныне увлечение языком имеет смысл начинать когда малыш уже заговорил, иначе у детей с задержкой речевого развития, ранний ввод второго языка может вызвать еще большую задержку в речи. Также надо уточнить, что педагог говорящий на иностранном языке имеет пед.образрование и может работать с детьми. Часто сады приглашают «носителей» языка иностранцев, студентов и вы никогда не узнаете, что и как он/она рассказывает ребенку и вообще здоров он и имеет ли право работать с детьми.
Ну и последний момент. Адаптация к саду. Вы должны понимать, что в какой садик Вы бы не отдали малыша – частный, муниципальный, но первый год организм ребенка адаптируется и он будет болеть. Да может в частном, где небольшие группы, бактерицидные лампы и хорошая вентиляция – реже, но лучше первый год маме все-таки не выходить на работу и набраться терпения, чтобы иммунитет ребенка приспособился к детскому обществу.